Точно так же происходит подготовка к питью – она начинается за некоторое время до того, как человек прикасается к воде.
Используя передовые технологии, неврологи из медицинского центра Бет Израэль (Beth Israel Deaconess Medical Center, BIDMC) по-новому взглянули на функциональную сеть мозга, которая регулирует приём воды и пищи. Группа исследователей наблюдала за активностью нейронов, которые секретируют гормоны в ответ на поступление еды и жидкости в организм. Они показали, что подмножество нейронов начинает готовить организм к воде за несколько секунд до того, как человек начинает пить. Эти нейроны помогают регулировать потребление «сверху вниз», а не постфактум.
«Это исследование подтверждает теорию о том, что наш организм не «вдруг» обнаруживает, что в него поступила жидкость или пища, он готовится к этому заранее. Мы предполагаем, что дефицит нисходящего контроля может привести к нарушениям переработки еды или питья, что, в свою очередь, приведёт к многими негативными последствиями» - говорит руководитель исследования Марк Андерман (Mark Andermann), доцент отделения эндокринологии, диабета и метаболизма в BIDMC.
Андерман и его коллеги регистрировали активность нейронов, ответственных за высвобождение антидиуретического гормона вазопрессина у мышей. Этот гормон накапливается в задней доле гипофиза и оттуда секретируется в кровь. Он играет важную роль в регулировании относительной концентрации в организме воды и солей и повышает проницаемость почечных канальцев, увеличивая реабсорбцию тогда, когда в организме становится мало жидкости.
«Для выживания критически важно то, что тело способно предотвратить изменение концентрации воды во внеклеточном пространстве. Предвидя то, что вода вот-вот поступит внутрь, своеобразное предвосхищение этого помогает организму получить хороший старт на поддержание водного баланса», - отмечает Бредфорт Лоуэлл (Bradford B. Lowell), один из авторов работы, профессор отделения эндокринологии, диабета и метаболизма в BIDMC.
В своих экспериментах Андерман и Лоуэлл наблюдали, как активность вазопрессиновых нейронов резко снижалась в течение нескольких секунд перед тем, как грызуны выпивали воду. В отличие от этого вид и запах пищи увеличивал активность этих нейронов - снова в течение нескольких секунд - но только после приёма пищи. Такая разница во времени позволяет предположить, что регулируют эти реакции на воду и пищу разные отдельные нейронные сети.
Андерман отмечает, что их высокотехнологичные методики позволят
продолжить изучение восходящей от вазопрессиновых нейронов системы
регуляции.
«Теперь мы можем контролировать и управлять деятельностью
отдельных групп нейронов и приближаемся к возможности непосредственно
проверить эти гипотезы, а также выработать стратегии улучшения здоровья
человека», говорит он.