Антибиотикотерапия перед пересадкой органа ощутимо снижает риск развития реакции отторжения трансплантата.
Исследователи из Университета Чикаго показали, что микрофлора, живущая на коже и в пищеварительной системе человека, играет важную роль в приятии или отторжении пересаженных участков кожи или других органов целиком. Изучая модельных животных, ученые обнаружили, что мыши, получавшие антибиотики перед трансплантацией, выживают примерно вдвое чаще, чем интактные грызуны.
Также более высокой выживаемостью после операции пересадки отличались животные, которых выращивали в стерильной среде. Однако если «чистым» мышам вводились микробы «нестерильных» сородичей, реакция отторжения трансплантата развивалась у них примерно с той же частотой, из чего исследователи сделали вывод: микробиота напрямую влияет на судьбу трансплантата.
Разница между «антибиотиковой» и контрольной группой оказалась разительной: если мышам за до вмешательства проводили 10-дневный курс антибиотикотерапии, то кожный трансплантат не отторгался у них 53 дня, по сравнению с 27 днями в другой группе. Также уменьшался специфический иммунный ответ, свидетельствующий о развитии реакции отторжения трансплантата.
Виды, которые колонизируют кожу и слизистые мышей, по составу примерно соответствуют таковым у человека, поясняет профессор Мария-Луиза Алегри из Университета Чикаго, один из ведущих авторов исследования. При этом часть микробиоты, которая погибает под действием антибиотиков, провоцирует реакцию отторжения трансплантата, другая часть такой способностью не обладает.
Также это может свидетельствовать о том, считает профессор Алегри, что и внутренняя среда организма, ранее считавшаяся полностью стерильной, может таковой и не быть, микрофлора может присутствовать не только в легких, просвете ЖКТ или влагалище, но и, например, в сердце.
Авторы считают, что их открытие может иметь вполне конкретное практическое применение: разработка узкоспециализированных антибактериальных препаратов, направленных конкретно на ту микрофлору, которая провоцирует реакцию отторжения трансплантата. Правда, для этого все-таки необходимо выяснить конкретный видовой состав «хорошей» и «плохой» микробиоты и выяснить, не мешают ли «хорошие» бактерии другим жизненно важным процессам, и нет ли полезных свойств у микроорганизмов, причисленных к «плохим».